Биография Antonioni Mickelandgelo:
Окончил высшую школу экономики и торговли в Болонье. Начинал как журналист и кинокритик, сотрудничая в журнале «Чинема». Учился в Римском Экспериментальном киноцентре. В 1942–м был ассистентом режиссера М. Карне на съемках «Вечерних посетителей» (Caccia Tragica/Un Pilota Ritorna/The Les Visiteurs Du Soir/The Devil's Envoys), написав о нем аналитическую статью «Марсель Карне — парижанин». Был соавтором сценариев фильмов «Пилот возвращается» Р. Росселлини, «Трагическая охота» Де Сантиса, «Белый шейх» Ф. Феллини. Дебютировал как режиссер короткометражного документального фильма «Люди с реки По» (Gente Del Po, 1943–47). В конце 1940–х снял ряд короткометражных документальных фильмов, ставших художественными кинодокументами послевоенной жизни Италии.
Его дебютом в игровом кино стал полнометражный фильм «Хроника одной любви» (Cronaca Di Un Amore, 1950). Снятые им вслед за тем мелодрамы и психологические драмы «Побежденные» (I Vinti, 1952, фильм в трех новеллах), «Дама без камелий» (La Signora Senza Camelie, 1953), «Попытка самоубийства» (Tentato Suicidio, 1953, новелла в альманахе «Любовь в городе», Amore In Cittа) выявили в нем художника психологической школы. В «Подругах» (Le Amiche, 1955), экранизации рассказа Ч. Павезе, впервые проступили черты реальности киномира автора. Эта реальность во многом противостоит фиксации фабульного повествования, проявляя себя во внесюжетных элементах — паузах, визуальных характеристиках героев, преимущественно героинь, их внутреннем состоянии.
После фильма «Крик» (Il Grido, 1957) — в сов. прокате — «Отчаяние» — снимает «Приключение» (L'avventura, 1959), в котором авторская эстетика получает исчерпывающее смысловое выражение: скрывающий природу вещей, в том числе и драматических происшествий, окружающий мир непознаваем в основе своей куда в большей степени, нежели внутренние взаимоотношения между героями. Фильм открыл собою знаменитую тетралогию автора — «Ночь» (La Notte, 1960), «Затмение» (L'eclisse, 1962), «Красная пустыня» (Il Deserto Rosso, 1964), — за которую режиссер был несправедливо наречен своего рода певцом некоммуникабельности, тогда как атрофия чувств, вернее их проявлений, у его героев была следствием, как процессов, характерных для Италии периода просперити, так и глобального отчуждения современного человека от мироздания.
Кинематограф Антониони в 1960–е стал характерным проявлением духовного состояния человека в современном мире, заслужив по справедливости репутацию общекультурного явления 20 века. Заслужив реноме художника мирового гражданства, после 1965–го снимает за пределами Италии. В его английском фильме «Фотоувеличение» (Blowup, 1966) по рассказу Х. Кортасара «Слюни дьявола» с гениальным мастерством воплощена основополагающая авторская идея: причинно–следственная связь явлений в мире решительно противится любой визуальной запечатленности, в сознании человека оставаясь некоей универсальной энигмой. В игровом фильме «Забриски Пойнт» (Zabriskie Point, 1969) и документальном фильме «Чунг Куо» («Китай») (1972) глазами Антониони даны современные США и Китай, в явно сочувственном к молодежному движению хиппи в первом случае ключе, и столь же дистанцированном от азиатских реалий — во втором. Снятый в Италии фильм «Профессия: репортер»/«Пассажир» (Profession: Reporter/The Passenger, 1974), отчасти повествовавший о криминализации освободительной борьбы в Африке, большей частью был отведен излюбленной авторской мысли: адекватная картина реальности не установима, вплоть до невозможности идентифицировать даже главного героя произведения. «Антологизм», проявившийся в этом фильме, так или иначе свойствен исторической телемелодраме «Тайна Обервальда» (Il Mistero Di Oberwald, 1979) и «Идентификации женщины» (Identificazione Di Una Donna, 1982).
После долгого перерыва, вызванного тяжелой парализацией с необратимой потерей речи, совместно с Вимом Вендерсом снял фильм «За облаками» (Au dela des nuages, 1995) по мотивам глав собственной книги «Тот кегельбан над Тибром». Соавтор сценариев всех своих фильмов.
Серебряный приз Венецианского кинофестиваля за 1955 год; Приз Каннского кинофестиваля за 1960 год; Золотой приз Берлинского кинофестиваля за 1961 год; Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз жюри» за 1962 год; Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1964 год; Главный приз Каннского кинофестиваля за 1967 год; Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Юбилейный приз 35-го фестиваля» за 1982 год; Премия «Феликс» за творчество за 1993 год; Почетная премия «Оскар» за 1994 год.